Классический китайский роман "Сон в красном тереме"
В романе «Сон в красном тереме» очень часто называют энциклопедией жизни Китая.
Если читатель стремится глубже понять классическое произведение, он должен хорошо знать культурные и бытовые реалии эпохи. Чтобы хорошо понимать события, происходящие в романе «Сон в Красном тереме», необходимо знать время, которое описывает автор, это китайский ХVⅢ век.
«Сон в Красном тереме» - вершина классической китайской прозы. Написать это замечательное произведение талантливому автору во многом помог огромный жизненный опыт. Жизнь писателя Цао Сюециня сложилась так, что ему довелось испытать богатство и знатность, бедность и даже нужду. Дед Цао Сюециня был фаворитом императора Канси, и отпрыск вельможного рода Цао рос в богатой и знатной семье. Впоследствии глава семьи потерял высокую должность, семья разорилась и вынуждена была уехать из столицы. Это был период, когда отмирало феодальное общество, рушился уклад многих знатных семей.
Молодой Цао Сюецинь на себе испытал переменчивость судьбы, зависимость человека от его от социального положения. В старости Цао Сюецинь тихо и одиноко жил в горной деревне близ Пекина. Здесь же он написал 80 глав романа «Сон в Красном тереме». Тяжело заболев, он не успел дописать свой роман.
У романа «Сон в Красном тереме» есть еще одно название, «Записки о камне». Под этим названием еще при жизни автора вышли первые 80 глав романа. Еще не дописанный роман Цао Сюециня стал очень быстро распространяться в списках. После смерти Цао Сюециня в 1791 г. некий Гао Э опубликовал еще 40 глав, завершив сюжетную линию романа.
Сон в Красном тереме» - это своего рода роман-энциклопедия. Среди персонажей члены царствующего дома, чиновники, представители дворянства, слуги, монахи, торговцы, крестьяне -- представлены все сословия старого китайского общества. В романе подробно описаны официальные церемонии, стиль общения высшего общества, архитектура, правила разведения цветов и посадки деревьев, медицина, астрология, музыкально-песенный жанр, народные выступления. Роман стал очень полным и подробным отражением жизни китайской элиты и всех слоев цинского общества.
Автор описывает нравы и взаимоотношения многочисленных представителей правящих домов, четырёх семей - Цзя, Ши, Ван, Сюе, большая часть которых состоит в основном из молодых женщин.
В романе «Сон в Красном тереме» более 700 персонажей, среди которых не менее 100 весьма типичных. Цао Сюецинь тонко понимал сложную, чувствительную натуру женщин, особенно молодых. С сочувствием относясь к их надеждам и жажде любви, автор отражал богатство и разнообразие человеческих чувств, изобличал ограничения и предрассудки общества. Писатель создал художественные образы, наделенные огромной жизненной силой. В романе много места уделено свадьбам, о которых историк госпожа Хань сказала так:
Типичные описания китайских свадеб в романе - замужество девушек Баочай и Таньчунь. Баочай вышла замуж, чтобы помочь всей семье, так как ее брат Баоюй тяжело заболел. Это было типично для старого Китая.
В книге подробно описан традиционный народный обычай запуска воздушных змей, это называлось «выпустить злого духа». После запуска змея нужно было обрезать нитку, чтобы змей улетел. Если он падал в чьем-то дворе, хозяину или членам семьи нужно было выжечь дыру в бумажном змее и выбросить его.
В романе много эпизодов будничного общения, когда люди собирались вместе за рюмкой спиртного или чашкой чая. Кстати, в романе очень точно и подробно описано, как в старом Китае заваривали и пили чай.
О художественных достоинствах романа «Сон в Красном тереме» можно говорить много. Язык романа, его композиция, художественные приемы и живые образы – стали образцом художественных форм китайской классической прозы.
«Сон в красном тереме» - выдающееся произведение классической китайской литературы. В нем воплотились глубокие философские воззрения Востока и многие элементы китайской традиционной культуры. Этот роман часто называют историческим полотном, отображающим всю полноту жизни феодального Китая середины ⅩⅧ в. Полный русский перевод романа «Сон в красном тереме», выполненный В.А. Панасюком, вышел в 1958 г.